Психологический анализ песочной композиции

Психологический анализ песочной композиции, возможен с точки зрения различных концепций и техник, это может быть:

  • техника «активного воображения» К.Г. Юнга,
  • или же классическая Юнгианская песочная терапии Доры Кальфф,
  • возможна интерпретация основанная на новом современном методе Сказкотерапии или же
  • символдраматическая интерпретация, — это зависит от уровня квалификации и профессиональной направленности психолога-специалиста.

Клиент может по завершению работы в песочнице придумать сказку, стихи, нарисовать рисунки, сделать кукол, работать с глиной — приветствуется любое интерпретирующее самовыражение, так как творчество один из исцеляющих ресурсов нашей психики. Работа в песочнице основывается на таинстве отношений между клиентом и педагогом-психологом, базируется на процессах переноса и контрпереноса, куда включается и продукт художественного самовыражения — песочная композиция.

Предлагаем вашему вниманию модифицированный авторский вариант анализа песочной композиции.

Шестишаговая техника интерпретации песочной композиции (модификация модели интерпретации по технике работы с рисунком по методу символдрамы):

  1. Эмоциональное отношение клиента к песочной композиции (нравится или нет): — Нравится или не нравится созданная песочная композиция? — Что происходит в этой песочной композиции? (сюжет) — Как называется данная песочная композиция?
  2. Эмоциональное отношение к фрагментам образов композиции: — Кто главный герой, герои (если есть фигурки)? — Что больше нравится и что меньше нравится? — Какие миниатюрные игрушки разместили в первую очередь и какие во вторую? — Какая область песочной композиции нравится, а какая нет? — Какая нравится больше, а какая меньше?
  3. Качественные свойства образов в композиции: — Эта часть композиции (этот домик, этот герой, эта речка и пр.), какая (опишите с помощью прилагательных)? — После описания задаются вопросы: — Тёплое или холодное? — Мягкое или жёсткое? — Плавное или прерывистое? — Умное или глупое? — Доброжелательное или враждебное? — Далёкое или близкое? — Мужское или женское? — Можно ли доверять или не заслуживает доверия? — Храброе или трусливое? И т.п.
  4. Попросите связать эти качества и ситуациями из жизни или с людьми: — Когда в вашей жизни были ситуации, когда вы испытывали эти качества ваших героев композиции? Что вам первой приходит в голову? — — Сколько вам было тогда лет? Где это было? К какому человеку вы испытывали подобные чувства?
  5. Задаёте наводящие, уточняющие вопросы по песочной композиции (без интерпретаций со своей стороны): — Уточняете сюжет. — Цитируете клиента (подпитываете нарциссически, уменьшаете сопротивление). — Приводите в пример метафору, притчу, историю — уточняете, как это отзывается у клиента, есть ли связь с его песочной композицией, с его жизненной историей. — Рассказываете случай из практики или практики великих мастеров, уточняете у клиента есть ли связь? — Придумываете свою историю или сказку. — Какой бы вы дали совет жителям, героям этой песочной композиции?
  6. Если клиент не приходит к интерпретации, то при вашей интерпретации обязательно полезно использовать следующие формулировки: — «Наряду с этим, что вы сказали…» — «На это можно посмотреть и так…» — «А как вы считаете…» — «А как вам кажется…